Кружок по развитию речи "Су-Джок терапия"

Программа занятий

Кружок по развитию речи дошкольников

через применение нетрадиционной здоровье сберегающей технологии  Су-Джок терапии.

                                                   

Пояснительная записка

 «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский.       Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.     

Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).

Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок -терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров СуДжок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.

Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.

Актуальность

Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.

В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.

Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.

Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.

В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.

С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности. 

Цель работы кружка:

Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.

Задачи:

  • Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.
  • Развивать координацию движений у ребенка.
  • Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.  
  • Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению позитивного результата.

Принципы работы кружка:

  • Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
  • Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
  • Активность (участие воспитателей группы и родителей).
  • Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
  • Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.
  • Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).

Методические рекомендации по организации занятий

Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет.                                                 

Срок реализации программы – 1 год.

Кружок “Волшебные шарики” проводится для детей средней группы.  

Организация деятельности и режим экологического кружка:

  • продолжительность занятий - 20 минут;
  • периодичность занятий - работа ведется во второй половине дня: 1 занятие в неделю.

Формы организации обучения:

  • Специально организованное занятие.
  • Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.
  • Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.

Методы и приемы:

  • Взаимодействие со сказочным персонажем: детям предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
  • Словесные приемы: потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
  • Игровые приемы: занятие-игра, игровые упражнения.
  • Наглядные приемы: схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
  • Практические действия: массаж кистей, стоп и пальцев.

В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:

    • благоприятное воздействие на весь организм;
    • стимуляция речевых зон коры головного мозга;
    • развитие координации движений и мелкой моторики;
    • развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.

Перспективный тематический план занятий кружка.

Месяц 

Дата

Тема занятия

Содержание занятия 

сентябрь

«Давайте познакомимся. Встреча с мамой Ежихой и ежатами».

Знакомство с колючим шариком при рассказывании сказки по мнемотаблице , в которой говорится о том, как ежата раскрасили себя красками и стали – разноцветными ёжиками. Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков.

“Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем”

Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев.

октябрь

«Волшебные кольца»            

«Мы колечки надеваем,  пальцы наши укрепляем».

 Массаж эластичным кольцом.

«Овощи и фрукты»

Развивать речь по теме «Овощи и фрукты», обогащать словарь прилагательными.

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с

помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Закрепление основных видов движений

«Про ёжика»

Закрепление основных видов движений

«Грибы»

Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

ноябрь 

«Волшебные шарики»

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Поздняя осень».

Познакомить с сезонными явлениями поздней осени, расширять представления о творчестве композиторов. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Ягоды».

Закрепление, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Ушки на макушке».

Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас»

декабрь

«Зимние забавы».

Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам; продолжать совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с именами существительными в роде и числе. Массаж эластичным кольцом.

«Мой послушный язычок все, что нужно сказать смог»

Проговаривание стихов, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами

«Новогодний праздник».

Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник». Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев.

январь

«Животные Севера»

Продолжать знакомить детей с животными севера; развивать связную речь; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Дружно с шариком играем, по дорожке катаем»

Игры с шариком Су Джок, направленные на развитие мелкой моторики (прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации).

 «Профессии».

Активизация словаря по теме «профессии», «инструменты»; обогащение словаря за счет глаголов и существительных; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

февраль

«Транспорт».

Активизация словаря по теме «транспорт»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

«Лево- право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания

«Мебель»

Активизация словаря по теме «мебель»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

«Ушки на макушке».

Работа над словарем. Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук»

март

«Домашние птицы и животные».

Повторение и закрепление названий на тему «Домашние

птицы и животные». Обучение составлению рассказа по опорным картинкам.

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Веселая грамматика».

Работа над словарем.

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Посуда»

Активизация словаря по теме «посуда»; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Перелётные  птицы»

Развитие словаря:

активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

апрель  

«Ушки на макушке».

Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «По слогам слово называй и на каждый слог шарик доставай»

«Насекомые».

Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением

в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые».

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Волшебные кольца» «Мы колечки надеваем, Пальцы наши укрепляем».

Массаж эластичным кольцом.

«Подводный мир».

Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи.

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

май

«Волшебные шарики» 

Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

«Повторение-мать учения»

Повторение комплексных упражнений, пальчиковых гимнастик.

Открытое итоговое занятие для родителей «Волшебные шарики».

Показать что умеем, чему научились.

Заключение

      Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексикограмматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей. 

Список используемой литература:

  1. Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание.,испр., и доп.: М “АРКТИ”,2007 г.
  2. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
  3. Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38 
  4. Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
  5. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.

Издательство «Лань», 2002.

  1. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie