Кружок по развитию речи "Су-Джок терапия"
Программа занятий
Кружок по развитию речи дошкольников
через применение нетрадиционной здоровье сберегающей технологии Су-Джок терапии.
Пояснительная записка
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский. Как известно, массаж – это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.
Массаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. Помимо этого массаж кистей рук – важная составляющая сенсорного воспитания.
Массажер “Су-Джок”, “Су”-кисть, “Джок”-стопа представляет собой массажный шарик в комплекте с двумя металлическими кольцами. “Су-Джок” – последнее достижение Восточной медицины. Эффективен, безопасен и прост в применении. В работе с детьми полезно использовать самомассаж кистей. На кисти руки существует множество энергетических точек. Каждая точка имеет свое название и назначение. Если воздействовать на определенные точки, то можно достигнуть оздоровительных эффектов. Щадящий и эффективный метод – воздействие на точки кисти ребенка с помощью шарика и металлических колец. Он оказывает благотворное влияние на весь организм. Этот метод вызывает раздражение рецепторов расположенных на ладошках детей и вызывает приятные ощущения. Использование массажера способствует активизации деятельности у заторможенных детей и наоборот успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику. Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а массажер “Су-Джок” – это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Игровой самомассаж с массажером проводится в виде 5-ти минутных упражнений между основными частями занятия (динамических пауз).
Метод Су-Джок – это современное направление, которое объединяет древние знания восточной и последние достижения европейской медицины. В некоторых странах этот метод входит в государственные программы не только здравоохранения, но и образования. Су-Джок -терапия направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, поскольку стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.
Наблюдая и анализируя результаты работы с использованием тренажеров СуДжок-терапии совместно с работой по развитию пальчиковой моторики, отмечено, что данный метод благотворно влияет на речевую активность детей и положительно сказывается на коррекции у них речевых нарушений. Этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции, всё чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствует оздоровлению всего организма ребёнка.
Проявляя живой интерес к занятиям с тренажерами, ребёнок развивает не только пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и способствует повышению физической и умственной работоспособности, создаёт базу для быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц, также активизирует словарь, развивает лексико-грамматические категории, упражнения по коррекции звукопроизношения используются для автоматизации исправленных звуков (прокатывая массажер между ладонями, ребёнок проговаривает стихотворение на автоматизацию поставленного звука), развивает чувство ритма. Немаловажным является и настрой положительного эмоционального фона занятия. Эта работа проводится в игровой форме, с использованием наглядного материала.
Актуальность
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
В современной практике дошкольного образования возникает ряд проблем, требующих решения.
Во-первых, дети достаточно поздно, обычно в возрасте 4–5 лет, когда уже пройдены основные этапы онтогенеза устной речи, попадают в поле профессиональной деятельности учителя-логопеда.
Во-вторых, к данному возрасту ребенок уже приобретает ряд вторичных и третичных нарушений развития, значительно снижающих уровень его обучаемости.
В-третьих, коррекция нарушений речи у дошкольников остается недостаточно эффективной, если речевое нарушение не является предметом комплексного воздействия всех специалистов ДОУ.
С учетом этой приоритетной цели разработана данная рабочая программа кружковой деятельности.
Цель работы кружка:
Коррекция развития речи путем активизации речевых зон мозга. Стимуляция высокоактивных точек соответствия всем органам и системам, расположенных на кистях рук и стопах. Развитие мелкой моторики для дальнейшей подготовки руки ребенка к письму и профилактики дисграфии в начальной школе.
Задачи:
- Нормализовать мышечный тонус, стимулировать речевые области в коре головного мозга, используя приёмы Су-Джок терапии.
- Развивать координацию движений у ребенка.
- Развивать тактильную чувствительность, мелкую и среднюю моторику рук, речевую моторику, внимание, зрительное восприятие, мышление, память, речь.
- Воспитывать интерес к деятельности, усидчивость, терпение, стремление к достижению позитивного результата.
Принципы работы кружка:
- Научность (использование научно обоснованных и апробированных программ, технологий и методик).
- Доступность (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей).
- Активность (участие воспитателей группы и родителей).
- Систематичность и последовательность (реализация мероприятий постоянно, а не от случая к случаю).
- Оптимальность, сбалансированность, строгая дозированность нагрузки.
- Результативность (реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, получения положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей).
Методические рекомендации по организации занятий
Программа рассчитана на детей в возрасте 4-5 лет.
Срок реализации программы – 1 год.
Кружок “Волшебные шарики” проводится для детей средней группы.
Организация деятельности и режим экологического кружка:
- продолжительность занятий - 20 минут;
- периодичность занятий - работа ведется во второй половине дня: 1 занятие в неделю.
Формы организации обучения:
- Специально организованное занятие.
- Совместная работа воспитателей с детьми вне занятия.
- Совместная деятельность родителей с детьми в условиях семьи.
Методы и приемы:
- Взаимодействие со сказочным персонажем: детям предлагается поиграть в сказку, используя Су-Джок.
- Словесные приемы: потешки, прибаутки, стихи, вопросы, сказки, загадки.
- Игровые приемы: занятие-игра, игровые упражнения.
- Наглядные приемы: схемы, видеоматериалы, иллюстрации.
- Практические действия: массаж кистей, стоп и пальцев.
В результате использования Су-Джок терапии мы ожидаем:
-
- благоприятное воздействие на весь организм;
- стимуляция речевых зон коры головного мозга;
- развитие координации движений и мелкой моторики;
- развитие произвольного поведения, внимания, памяти, речи и других психических процессов, необходимых для становления полноценной учебной деятельности.
Перспективный тематический план занятий кружка.
Месяц |
Дата |
Тема занятия |
Содержание занятия |
сентябрь |
«Давайте познакомимся. Встреча с мамой Ежихой и ежатами». |
Знакомство с колючим шариком при рассказывании сказки по мнемотаблице , в которой говорится о том, как ежата раскрасили себя красками и стали – разноцветными ёжиками. Дети держат их в руках, рассматривают, проговаривают форму, величину, цвет, чем покрыто тело ёжиков. |
|
“Дружно с шариком играем и из рук не выпускаем” |
Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев. |
||
октябрь |
«Волшебные кольца» «Мы колечки надеваем, пальцы наши укрепляем». |
Массаж эластичным кольцом. |
|
«Овощи и фрукты» |
Развивать речь по теме «Овощи и фрукты», обогащать словарь прилагательными. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. Закрепление основных видов движений |
||
«Про ёжика» |
Закрепление основных видов движений |
«Грибы» |
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме « Грибы». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
ноябрь |
«Волшебные шарики» |
Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
|
«Поздняя осень». |
Познакомить с сезонными явлениями поздней осени, расширять представления о творчестве композиторов. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
«Ягоды». |
Закрепление, расширение и активизация словаря по теме «Ягоды». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
«Ушки на макушке». |
Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «Раз, раз, раз, слово выложим сейчас» |
декабрь |
«Зимние забавы». |
Активизация и актуализация по теме «Зимние забавы»; учить составлять простые предложения по сюжетным картинкам; продолжать совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с именами существительными в роде и числе. Массаж эластичным кольцом. |
|
«Мой послушный язычок все, что нужно сказать смог» |
Проговаривание стихов, в сочетании с массажными движениями шариками или кольцами |
||
«Новогодний праздник». |
Закрепление представлений о новогоднем празднике. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Новогодний праздник». Разучивание основных видов движений: прямолинейные движения колючего шарика, круговые движения по ладони, спиралевидные, зигзагообразные движения, слабое покалывание всех подушечек пальцев. |
||
январь |
«Животные Севера» |
Продолжать знакомить детей с животными севера; развивать связную речь; развивать общую и мелкую моторику, координацию движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
«Дружно с шариком играем, по дорожке катаем» |
Игры с шариком Су Джок, направленные на развитие мелкой моторики (прокатывание шарика по дорожкам различной конфигурации). |
||
«Профессии». |
Активизация словаря по теме «профессии», «инструменты»; обогащение словаря за счет глаголов и существительных; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
февраль |
«Транспорт». |
Активизация словаря по теме «транспорт»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. |
|
«Лево- право различаю, каждый свой я пальчик знаю» |
Совершенствование навыков пространственной ориентации, ориентировка в схеме тела, развитие памяти, внимания |
||
«Мебель» |
Активизация словаря по теме «мебель»; обогащение словаря за счёт словообразования; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. |
||
«Ушки на макушке». |
Работа над словарем. Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «Шарик мы ладошкой «стук», если слышим нужный звук» |
||
март |
«Домашние птицы и животные». |
Повторение и закрепление названий на тему «Домашние |
птицы и животные». Обучение составлению рассказа по опорным картинкам. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
|||
«Веселая грамматика». |
Работа над словарем. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
«Посуда» |
Активизация словаря по теме «посуда»; развитие связной речи; развитие общей и мелкой моторики, координации движений. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
«Перелётные птицы» |
Развитие словаря: активизировать название перелетных птиц. Обобщить понятие «перелетные птицы», учить понимать детей образный смысл загадок, формировать грамматический строй речи. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
апрель |
«Ушки на макушке». |
Развитие фонематического слуха. Выкладывание звуковой схемы слова при помощи разноцветных шариков Су Джок. «По слогам слово называй и на каждый слог шарик доставай» |
|
«Насекомые». |
Продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания; закреплять навык самоконтроля за произношением |
в самостоятельной речи; закреплять употребление существительных в родительном падеже; активизировать словарь по теме «Насекомые». Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
|||
«Волшебные кольца» «Мы колечки надеваем, Пальцы наши укрепляем». |
Массаж эластичным кольцом. |
||
«Подводный мир». |
Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях. Совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, выразительность речи. Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
||
май |
«Волшебные шарики» |
Воздействовать на биологически активные точки кистей рук с помощью Су–Джокмассажера, при этом стимулируя речевые зоны коры головного мозга. |
|
«Повторение-мать учения» |
Повторение комплексных упражнений, пальчиковых гимнастик. |
||
Открытое итоговое занятие для родителей «Волшебные шарики». |
Показать что умеем, чему научились. |
Заключение
Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.
Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексикограмматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-логопедической деятельности в условиях детского сада, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.
Следовательно, использование Су – Джок терапии способствует коррекции речевых нарушений у детей.
Список используемой литература:
- Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет. Практическое пособие для педагогов и родителей. – 2-е издание.,испр., и доп.: М “АРКТИ”,2007 г.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
- Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
- Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб.
Издательство «Лань», 2002.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказу Рособрнадзора от 04.08.2023 № 1493, с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в рамках Политики в отношении обработки персональных данных и на основании заявления работника