Кружок "Занимательная математика" для детей 6-7 лет

Программа занятий

Программа

 кружка

«Занимательная математика»

Подготовительная группа

возраст воспитанников: 6-7лет

срок реализации программы: 2 года

Содержание.

1.Пояснительная записка

стр 3

1.1Актуальность

стр 4

1.2 Цель

стр 4

1.3 Задачи

стр 5

1.4 Возрастные особенности детей

стр 5

1.5 Основные принципы работы с детьми

стр 6

1.6 Режим проведения занятий

стр 6

1.7 Планируемые результаты

стр 6

1.8 Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

стр 6

2. Содержание.

Перспективный план работы с детьми

стр 8

3. Методическое обеспечение

стр12

3.1Методы и приемы работы с детьми

стр 12

3.2 Техническое оснащение занятий

стр12

4. Список используемой литературы

стр13

Раздел I. Пояснительная записка

Математика сопровождает нас всю жизнь. Чем раньше ребенок поймет и усвоит азы математики, тем лучше. Знания и умения, приобретенные в дошкольном возрасте, фундамент для дальнейшего развития.

Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника.

Современные достижения требуют от человека мыслить абстрактно, значит необходимо развивать логическое мышление детей дошкольного возраста.

Организации кружка «Занимательная математика» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.  

Актуальность.

Программа «Занимательная математика» реализуется в рамках   интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Она направлена на развитие познавательной активности, интереса к математике, развитию логического мышления, творческих способностей детей 6-7 лет.

Данная программа позволяет в доступной и   интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Особенность программы  заключается в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.

Здесь предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие лучше подготовить детей к школе.

Цель программы.

Основная цель программы - развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.

Основные задачи кружка:

-развитие логического мышления и основных мыслительных операций;

-развитие математических способностей и склонностей;

-подготовка ребенка к школе;

-развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки;

Разделы рабочей программы:

  • «Количество и счет» и «Ознакомление с геометрическими фигурами»
  • «Определение величины» и «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»
  • «Решение логических задач»

Задачи.

Обучающие:

-закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами;

-закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах;

-обучать ориентировки во времени, пространстве, на плоскости.

Развивающие:

-развивать логическое мышление и основные мыслительные операции.

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

-развивать самостоятельность, инициативность, самоконтроль и активность личности в деятельности в целом.

Воспитательные:

-Воспитывать познавательную активность.

- Воспитывать потребности к  математическим занятиям.

-Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – 6-7 лет. Это определяется фазовым характером собственной активности ребёнка. В данном, т. е. в 6-7 лет, дошкольник особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Чем успешнее развиваются различные формы взаимодействия ребёнка и взрослого - носителя высшей формы развития, тем содержательнее становится собственная активность ребёнка.

Занятия распределены по разделам:

  • Количество и счет
  • Величина
  • Ориентирование в пространстве и во времени
  • Геометрические фигуры
  • Логические задачи

Основные принципы работы с детьми.

  • Принцип от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых упражнений, игр (счет) к более сложным упражнениям, играм (решение математических задач на вычитание и сложение и решение примеров в пределах 10, сравнение чисел, решение игровых цепочек чисел, графические диктанты).
  • Принцип систематичности
  • Принцип доступности
  • Принцип постепенности

Режим проведения занятий.

Используются увлекательные игры и упражнения с цифрами, геометрическими фигурами, сказочные сюжеты, сказки и подвижные игры. Проводится в форме игры 2 раза в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятия с детьми 6-7 лет 30 минут. Проводятся математические игры в группе, за столом.

Планируемые результаты.

- устойчивый интерес к математике;

- помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений;

-дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции;

-вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

- развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах.

Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.

- оформление папки – раскладушки для родителей «Игры на запоминание цифр». - развлечение «Страна весёлой математики».

На конец учебного года дети должны уметь:

  • Объединять группы предметов по общему признаку, находить части целого множества и целое по известным частям;
  • Считать до 20 и дальше (количественный и порядковый счет до 20);
  • Называть числа в прямом и обратном порядке до10;
  • Соотносить цифру и количество предметов;
  • Составлять и решать задачу на сложение и вычитание;
  • Пользоваться цифрами и математическими знаками;
  • Различать величины: длину, ширину, высоту, объем, массу;
  • Измерять длину предметов;
  • Делить предметы на несколько равных частей.
  • Различать, называть: угол, круг, овал, квадрат, прямоугольник, шар, куб; трапеция, ромб, многоугольник
  • Ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости (лист, страница); Определять временные отношения;

На конец года дети должны знать:

  • Состав чисел первого десятка и состав первого десятка из двух меньших;
  • Предшествующее число, последующее число, соседей числа, предпоследнее число, последнее число;
  • Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу
  • Название текущего месяца года, последовательность всех дней недели, времен года; последовательность месяцев.

Раздел II. Содержание программы

Перспективный план работы с детьми

Месяц

Тема

       Цель занятия

Материал

Сентябрь

Подготовка  раздаточного  и дидактического материала и изучение методической литературы

Октябрь.

1.«Количество и счет»

«Расставь числа по порядку»

 «Соседи числа»

Вспомнить счет в пределах 20. Расширять представления о цифре 0. Развивать умение расставлять числа по порядку.

Закреплять счет в пределах 20. Закреплять знания о соседях числа.   Систематизировать понятия «предыдущее, последующее».

Таблица счета, Веселые самолетики, цифры

2.«Геометрические фигуры»

«Волшебные фигуры»

«На что похоже?»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам. Беседа о предметах, нас окружающих. Провести аналогию, и сравнить: на какие геометрические фигуры похожи. Повторить названия геометрических фигур

Шаблоны геометрических фигур, Плакат геометрич. фигур

Ноябрь.

1. «Количество и счет»

«Порядковый счёт»

«Что такое «порядок»?»

Повторить счет в пределах 20. Расширять представления о «порядке числа», систематизировать числа по порядку, закреплять понятие порядковые числа.

Фигурки животных

2. Определение величины»

«Весёлые кошечки»

«Определение величины»

Игра «Танграм»

Развивать умение сравнивать длину, массу (вес), размер предметов. Закреплять знания сравнивать длину полосок бумаги. Изготовление поделок.

Умение работать по образцу, составление определенного рисунка с усложнением

Линейка, весы,  цветной картон, ножницы.

Игра Танграм

Декабрь.

1.«Количество и счет»

 «Какой? Сколько?»

Калькулятор»

Закреплять счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами

Дать представления о калькуляторе, рассмотреть его, объяснить его значение.

Закреплять знания детей о порядке и количестве, уметь называть по порядку и считать количество предметов.

Таблица порядкового счета, цифры, арифметическая задача

Калькулятор

2.Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости»

«Близко – далеко. Ох, ориентироваться как нелегко»

Интересные слова «между», «за», «после», «перед».

Вспомнить ориентирование на плоскости (листе бумаги), в пространстве, чувство времени.  Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять умение строиться друг за другом, называя себя по порядку.  Уметь называть своё местоположение относительно других. Познакомить детей с ориентированием на листе. Дать представление о левом и правом углах, нижних и верхних углах, левой и правой стороне листа.

Тетрадь в клетку, ручка.

Графический диктант(кенгуру, экскаватор)

Январь.

1.«Количество и счет»

«По порядку рассчитайся!»

 «Весёлые домики»

Закрепить счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Закрепить умения детей рассчитываться по порядку.

Формировать знания о составе чисел в пределах 20.

Таблица счета, фигурки животных, картинки домиков

2.«Решение  логических задач»

«Деление целого на части»

 «Задачи на смекалку»

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Развивать логику, находчивость, внимательность, закреплять умение выполнять арифметические действия.

Арифметические задачи, тетрадь, ручка, картинки яблок и морковок, яблоко, доска, мел.

Картотека логических игр

Февраль

1. «Количество и счет»

«Королевство цифр»

«Пишем цифры: 0 до 10

Пишем цифры от 10 до 20

Закреплять счет в пределах 20. Развивать мелкую моторику рук.  Совершенствовать умение детей писать элементы цифр и цифры, закреплять состав чисел и порядок нахождения в линейке цифр

Тетрадь, ручка, числовые домики

2.«Геометрические фигуры»

«Кошкин дом»

Закреплять представления о геометрических фигурах и их свойствах, развивать умение классифицировать геометрические фигуры по определённым признакам, зрительно-пространственное восприятие, логическое мышление. Закрепить знания о фигурах  (трапеции, ромбе), развивать умение составлять аппликацию из геометрических фигур, правильно расположив её на листе.

Цветной картон, ножницы, фигуры ромб и трапеция

Март.

1.Ориентировка во времени

Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.

 Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время.  Учить детей определять время на часах

Картинки месяцев, времен года.

2.Мои часы

Закрепить умение детей определять время на часах, а также задач на развитие логики

Часы настенные, наручные

Апрель.

1.Многоугольник.«Волшебные превращения

геометрических фигур»

«Сделай сам зверюшек»

(сгибание, разрезание, вырезание).

Дать понятие «многоугольник», привести примеры многоугольников.

Упражнять детей вырезать по контуру геометрические фигуры, из квадрата делать круг, а из прямоугольника делать овал, из треугольника делать многоугольник; учить сгибать фигуры, ровняя стороны; учить сгибать пополам, а также задач на развитие логики

Ножницы, шаблоны геометрич.фигур, многоугольник

2.«Количество и счет»

«Весёлые крокодильчики»; «Веселые и грустные птички»

Закреплять счет в пределах 20.  Систематизировать понятия: больше, меньше, знаки <, >.

Упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, а также задач на развитие логики.

Тетрадь, ручка, картинки крокодилов (жадный и не жадный)

Май.

 1.Количество и счет»

«Решение  логических задач»

на действия

(сложение и вычитание)»

Решение простых примеров в пределах первого десятка»

Закрепить счет в пределах 20, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать внимание, память, логические формы мышления.

Развивать у детей приёмы мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение).

Упражнять детей в решении примеров первого десятка, а также задач на развитие логики

Повторение всего  пройденного материала

Раздел III. Методическое обеспечение

Методы и приемы работы с детьми

1. Словесный метод (объяснение, вопросы, уточнение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ);

2.Игровой метод (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игровые упражнения);

3. Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции, по схеме);

4. Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий)

Техническое оснащение игр и игровых упражнений

Математические наборы

- Цветные карандаши и простые карандаши

- Тетради в клетку

- Линейки

- Наборы геометрических фигур

- Демонстрационный материал

- Дидактические игры

- Часы и циферблат

- Набор цифр

- Трафареты с геометрическими фигурами

- Ножницы

- Цветной и белый картон

- Счетные палочки

Раздел IV. Список литературы

1.Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей форма, цвет, звук.

2.Бурдина С.В.  Серия «Умный малыш». Классификация

3.Тетрадь с заданиями для развития детей: «Солнечные ступеньки», часть1. часть 2

4.Михайлова З.А. Математика – это интересно.

5.Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная группа – М.: Мозайка-Синтез, 2014.

6. Петерсон  Л.Г. Раз – ступенька, два – ступенька…

7. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день. Логика для младших школьников

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Картотека.

Логические задачки.

  1. Ты да я, я мы с тобой. Сколько нас всего? (2)
  2. Шел человек в город и по дороге догнал трех своих знакомых. Сколько человек шло в город? (4)
  3. В вазе лежало три яблока. Мама угостила ими трех девочек. Каждая из девочек получила по яблоку, и одно осталось. Как это получилось? (одна девочка взяла яблоко с вазой)
  4. Тройка лошадей пробежало 5 км. По сколько километров пробежало каждая лошадь? (по 5 км.)
  5. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг. Сколько будет, весит курица, если будет стоят на двух ногах (2кг.)
  6. У трех братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4)
  7. Надо разделит пять яблок между пятью девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзине. (одна должна взят яблоко с корзиной)
  8. Может ли дождь идти два дня подряд? (не может ночь, разделяет дни)
  9. Росло четыре березы. На каждой березе по 4 большой ветке. На каждой большой ветке по 4 маленьких. На каждой маленькой ветке по 4 яблока. Сколько всего яблок? (ни одного, на березе яблоки не растут)
  10. На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе? (4)
  11. Одного человека спросили. сколько у него детей? Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, и у каждого есть сестра» (7)
  12. У какой фигуры нет ни начала, ни конца? (у круга)
  13. Как можно сорвать ветку не спугнув с нее птичку? (нельзя, улетит)
  14. На столе стояло три стакана с ягодами. Вова съел один стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3)
  15. В комнате зажгли три свечи. Потом одну из них погасили. Сколько свечей осталось? (одна, две другие сгорели)
  16. Три человека ждали поезда три часа. Сколько времени ждал каждый (3часа)
  17. Вова уехал к бабушке в понедельник, а вернулся в понедельник на следующей недели. Через сколько дней он вернулся? (7)
  18. У мальчика и девочки было одинаковое количество орехов. Мальчик отдал девочке 3 ореха. На сколько орехов стало больше у девочки, чем у мальчика? (на 3)
  19. В первой коробке 10 карандашей, во второй – столько, сколько в первой, а в третьей столько же, сколько во второй. Сколько карандашей в третьей коробке? (10)
  20. Света уехала в лагерь в субботу. Мамам обещала приехать к ней через 5 дней. В какой день недели приедет мама к Свете? (пятница)
  21. В графине была вода. Когда вылили из него 5 стаканов, остался один стакан воды. Сколько же воды было в графине? (6 стаканов)
  22. У Леши было 4 красных флажка, ему дали еще один синий флажок. Сколько флажков стало теперь у Леши? (5)
  23. На дереве сидело 6 птичек. Пришел охотник и убил одну птичку. Сколько птиц осталось на дереве? (ни одной все улетели, испугались)
  24. В вазе лежала одна конфета. К вечеру ее не стало. Кто ее взял, если в комнате были: кошка, рыбы в аквариуме, дедушка и моль? (дедушка)
  25. Если съесть одну сливу, что останется? (косточка)
  26. В Москву одновременно прибыли два поезда – скорый и пассажирский. Пассажирский ехал медленней. Какой поезд выехал раньше? (пассажирский)
  27. По небу летели птицы: воробей, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько всего летело птиц? (2)
  28. С елки белка кинула в мишку шишкой и попала ему по лбу. Сколько шишек стало? (2)
  29. Аня, Маша и Даша живут на разных этажах трехэтажного дома. На каком этаже живет каждая девочка если известно, что Аня живет не на втором, Маша не на втором и не на третьем? (Маша на первом, Даша на втором, Аня на третьем)
  30. Три мальчика шли по дороге и нашли три рубля. Сколько нашел бы каждый из них, если бы шел один? (3)
  31. Три, три, три, три, три - что будет? (дырка)
  32. Два друга играли в шашки четыре часа. Сколько часов играл каждый? (4)
  33. На озере плавало 5 уток, охотник выстрелил и убил одну. Сколько уток осталось? (ни одной все улетели)
  34. Сколько ушей у трех мышей? (6)
  35. На машину можно погрузить только четыре бревна. Сколько раз надо съездить в лес, чтобы вывезти девять бревен? (3)
  36. У пяточка было девять шариков. Пришел Кенга и отнял четыре шарика, потом пришел, Крошка и отнял пять шариков. Что осталось у пяточка? (0)
  37. В комнате стояла 10 стульев, на которых сидели 10 мальчиков. Вошли 10 девочек, и им всем нашлось по стулу. Как это могло случиться? (уступили)
  38. К Маше пришли две подружки, а у нее было два яблока. «Возьмите, - говорит Маша, по целому яблоку, а мне дайте по половинке». Честно ли разделила Маша?
  39. Вдоль дорожке друг за другом растут 10 деревьев, между которых стоят скамейки. Сколько всего скамеек? (9)
  40. Сколь раз должен пилит медвежонок бревно, чтоб у него получилось 4 полена? (3)
  41. Шла бабка в Москву, а навстречу ей три старика. У каждого старика по мешку, а каждом мешке по коту. Сколько живых существ, шло в Москву? (одна бабка)
  42. Ты пилот самолета, летящего их Парижа в Москву с посадкой в Киеве. Время полета два часа. Сколько лет пилоту? (сколько тебе лет, если ты пилот)
  43. Когда козе исполнится 6 лет, что будет? ( пойдет 7 – ой год)
  44. На полянке у реки

Жили майские жуки

Дочка, сын, отец и мать

Кто успел их сосчитать? (4)

45. Скворчиха несла каждый день по одному яичку. Сколько она снесла за 7 дней? (7)

46У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша).

47. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек, сколько было бы лягушек? (возможно ни одной).

48. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей сложить 2 новых квадрата?

49. Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять угрей. Сколько птиц? Ответь скорее! (5, остальные рыбы).

50. Горело 7 свечей, две свечи погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie