Кружок "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет
Программа занятий
Дополнительная программа
художественно – эстетической
направленности
«Волшебная бумага»
для детей средней группы
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Актуальность.
3 Цель.
4 Задачи.
5 Техническое оснащение занятий.
3. Формы работы. Режим проведения. Ожидаемые результаты..
4. Принципы построения программы.
5.Возрастные особенности детей 4-5 лет.
6. Перспективный план.
6. Список используемой литературы
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее
детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.
Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаз и рук точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.
Непосредственный контакт ребенка с бумагой разного качества, ножницами, карандашами, клеем, различными материалами, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.
Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы.
Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
Актуальность.
В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Цель:
1. Развивать мышление, воображение.
2. Мелкую моторику рук.
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
4. Обучение работе с ножницами.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Техническое оснащение занятий:
- цветная бумага и бумажные салфетки;
- картон белый и цветной;
- клей
-бумажные полоски шириной 5-7 мм;
-ножницы;
- карандаши простые;
-линейка;
-кисточки для клея;
- салфетки;
- клеенка.
Основные формы проведения
Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок, вручение готовых работ в качестве подарков.
Режим проведения: одно занятие в 2 недели во второй половине дня продолжительностью 20 - 25 минут со всей группой.
В начале занятий проводится пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки.
Ожидаемые результаты.
После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.
• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
• Освоят навыки работы с ножницами и клеем;
• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;
• Разовьют мелкую моторику рук.
Формы проведения итогов реализации программы:
• выставки работ в детском саду;
• использование в качестве подарков.
Принципы построения программы:
1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая среда.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Возраст четырех - пяти лет — период относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. В этом возрасте у ребенка активно проявляются:
• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.
• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.
• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.
Перспективный план
Месяц |
Тема |
Цель занятия |
Материал |
Сентябрь |
Волшебная бумага |
Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д; Показать, что можно сделать из бумаги. Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеем. |
Бумага разного |
Октябрь. «Волшебные полоски» |
Цветы из полосок |
Научить детей склеивать цветок из «петелек». |
Полоски бумаги разного цвета. |
«Тучка» |
Закрепить умение детей «петельку» и создавать композицию |
Полоски бумаги разного цвета, |
|
Ноябрь. |
Мозаичная аппликация«Домик» |
Познакомить детей с новой техникой «мозаичная аппликация». Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты. |
Полоски бумаги, ножницы, клей. |
Подарок для мамы |
Познакомить детей с новой техникой «Бумажный комочек. Развивать мелкую моторику, умение аккуратно наклеивать. |
Бумажные салфетки, |
|
Декабрь. |
|||
Снеговик |
Сделать аппликацию снеговика из подручных |
Цветная бумага, ватные диски, игрушка |
|
Елочка. |
Познакомить детей с |
Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки. |
|
Январь. |
|||
Светофор |
Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа. Повторение правил дорожного движения, техники безопасности. |
Игрушка светофора, машинки, цветные |
|
Автобус. |
Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон. |
Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса. |
|
Февраль |
Подарок |
Закрепление данного способа. Развивать композиционные умения, воспитывать аккуратность. |
Бумажные салфетки, |
Бумажная полоска «Петля» |
Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли». Продолжать закреплять умения работы с ножницами. |
Цветная бумага, клей, игрушка елочки. |
|
Март. |
Подарок маме |
Выполнение из «петли» |
Цветная бумага, |
Матрешка |
Учить детей создавать поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету. |
Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы, трафарет матрешки. |
|
Апрель. |
Пасхальное яичко. |
Вспомнить способ |
Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением пасхальных яиц. |
Разноцветный коврик. |
Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик. |
Цветная бумага, |
|
Совместная работа детей на тему: «Скоро лето…» |
Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе. |
Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей, открытки, картина в рамке. |
|
Май. |
Стрекоза. |
Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем. |
Цветная бумага, заготовки элементов работы, ножницы, клей. |
Божья коровка. |
Закрепить ранее |
Цветная бумага, заготовки элементов работы, ножницы, клей. |
Методическая литература кружка «Волшебная бумага»:
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3.Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
4. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Издательство Оникс, 2010 г.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»