Кружок "Волшебная бумага" для детей 4-5 лет

Программа занятий

Дополнительная программа

художественно – эстетической

направленности

«Волшебная бумага» 

для детей средней  группы 

                                       

 Содержание.

1. Пояснительная  записка.

2. Актуальность.

3 Цель.

4 Задачи.

5 Техническое оснащение занятий.

3. Формы работы. Режим проведения. Ожидаемые результаты..

4. Принципы построения программы.

5.Возрастные особенности детей 4-5 лет.

6. Перспективный план.

6. Список используемой литературы

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный    окружающий мир. Чем разнообразнее

детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы в детском саду является художественный ручной труд, создающий условия для вовлечения ребёнка в собственное творчество, в процессе которого создаётся что-то красивое, необычное.

Художественный ручной труд способствует развитию сенсомоторики согласованности в работе глаз и рук  точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок  постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает ручной труд на умственное развитие ребёнка, на развитие его мышления.

Непосредственный контакт ребенка с бумагой разного качества, ножницами, карандашами, клеем, различными  материалами, элементарные опыты с ними позволяют знать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе творческой работы дошкольник учиться наблюдать, размышлять, сравнивать, анализировать и делать выводы.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Мозаичная аппликация – вид аппликации, выполненная из кусочков бумаги одного цвета или различных цветов, составляющих детали изображения.

Бумажный комочек - при изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы. 

Бумажная полоска «петля» - вид аппликации, выполненный из полосок бумаги, закрепленных в одном месте в виде петли.

         Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.

Актуальность.

В наши дни вопрос развития творческих способностей детей стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети стали больше проводить времени с компьютером и другими средствами технического прогресса. Всё меньше внимания уделяется родителями занятиям со своим ребёнком рисованием, лепкой, аппликацией и ручным трудом. Дети от природы наделены яркими способностями. И задача взрослых: и педагогов, и родителей - заинтересовать ребёнка художественной деятельностью, пробудить желание к созданию различных поделок, развить важнейшие психические процессы: воображение, мышление и др., помочь овладеть простыми ручными операциями, подготовить ребёнка к обучению в школе.

Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.

Цель:

1. Развивать мышление, воображение.
2. Мелкую моторику рук.
3. Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.
4. Обучение работе с ножницами.

Задачи:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

•  Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

•   Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

        • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Техническое оснащение занятий:

         - цветная бумага и бумажные салфетки;

- картон белый и цветной;

- клей

-бумажные полоски шириной 5-7 мм;

         -ножницы;

- карандаши простые;

-линейка;

-кисточки для клея;

- салфетки;

- клеенка.

Основные формы проведения

Формы проведения занятий различны. Предусмотрены как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия,- так и практические занятия: подготовка и проведение выставок, вручение готовых работ  в качестве подарков.

Режим проведения: одно занятие в 2 недели во второй половине дня продолжительностью 20 - 25 минут со всей группой.


В начале занятий проводится  пальчиковая  гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физкультминутки.
 

Ожидаемые результаты.

После проведения каждого этапа работы кружка предполагается овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками, выявление и осознание ребенком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля.

• Дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;

• Освоят навыки работы  с ножницами и клеем;

• Научатся некоторым приемам преобразования материалов;

• Разовьют мелкую моторику рук.

Формы проведения итогов реализации программы:

• выставки работ в детском саду;

• использование в качестве подарков.

Принципы построения программы:

1. От простого к сложному.
2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
3. Научность.
4. Доступность.
5. Системность знаний.
6. Воспитывающая и развивающая среда.
7. Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
8. Активность и самостоятельность.
9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Возрастные особенности детей  4-5 лет

Возраст  четырех - пяти лет — период относительного затишья. Ребенок в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает  интерес к окружающему миру. В этом возрасте у  ребенка активно проявляются:

• Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

• Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.

• Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок  живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

• Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к  более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

• Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

Перспективный план

Месяц

Тема

       Цель занятия

Материал

Сентябрь

Волшебная бумага
(вводное занятие)

Познакомить детей со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается и т. д;

Показать, что можно сделать из бумаги.

Рассказать детям о технике безопасности при работе с режущими инструментами и клеем.

Бумага разного
качества, поделки из бумаги, ножницы.

Октябрь.

«Волшебные полоски»

Цветы из  полосок
( техника «петля»)
.

Научить детей склеивать цветок из  «петелек».

Полоски бумаги разного цвета.

«Тучка»

Закрепить умение детей  «петельку» и создавать композицию

Полоски бумаги разного цвета,

Ноябрь.

Мозаичная аппликация«Домик»

Познакомить детей с новой техникой  «мозаичная аппликация». Учить детей разрезать полоску бумаги на квадраты.

Полоски бумаги, ножницы, клей.

Подарок для мамы
«Сердечко»
в технике
«Бумажный
комочек»

Познакомить детей с новой техникой «Бумажный комочек. Развивать мелкую моторику, умение аккуратно наклеивать.

 Бумажные салфетки,
ножницы, клей,
«сердечко».

Декабрь.

Снеговик

Сделать аппликацию снеговика  из подручных
материалов (ватных дисков).

Цветная бумага, ватные диски, игрушка
снеговика, картон, клей.

Елочка.

Познакомить детей с
новой техникой «Мятая бумага». Умение отрывать от
целого листа, сминать и наклеивать.

Цветная бумага, гофрированная бумага, клей, игрушка елочки.

Январь.

Светофор

Изготовление светофора способом «Мятая бумага», закрепление данного способа. Повторение правил дорожного движения, техники безопасности. 

Игрушка светофора, машинки, цветные
бумажные салфетки.

Автобус.

Научить детей делать объемную аппликацию – автобус, закрепить умение пользоваться ножницами, умение сгибать картон.

Картон, 4 квадрата, для получения колес автобуса.

Февраль

Подарок
папе в
технике
«Бумажный
комочек»

Закрепление данного способа. Развивать композиционные умения, воспитывать аккуратность.

Бумажные салфетки,
ножницы, клей.

Бумажная полоска «Петля»

Показать детям новое использование бумажной полоски – складывание в форме «петли». Продолжать закреплять умения работы с ножницами.

Цветная бумага, клей, игрушка елочки.

Март.

Подарок маме
«Цветок»

Выполнение  из «петли»
поделки, развивая умение создавать красивую композицию.

Цветная бумага,
ножницы, клей.

Матрешка

Учить детей создавать  поделку, применяя, уже знакомые техники работы с бумагой. Развивать умение создавать красивую композицию, аккуратному обращению с клеем и ножницами. Учить соотносить детали поделки по размеру и цвету.

Цветная бумага, полоски цветной бумаги разного цвета и размера, клей, ножницы, трафарет матрешки.

Апрель.

Пасхальное яичко.

Вспомнить способ
«мозаичная аппликация. Воспитывать самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Цветная бумага, клей, кисточка, лист бумаги, картинки с изображением пасхальных яиц.

Разноцветный коврик.

Закрепить умение детей «правильно» рвать бумагу. Создать разноцветный коврик.

 Цветная бумага,
ножницы, клей.

Совместная работа детей на тему: «Скоро лето…»

Показать детям, как сделать совместную картину в рамке. Закрепить умение работать в коллективе.

Лист бумаги А3 формата, кусочки цветной бумаги, клей,  открытки, картина в рамке.

Май.

Стрекоза.

Закрепить умение правильно сгибать цветную бумагу, срезая сразу два уголочка, аккуратно пользоваться ножницами и клеем.

 Цветная бумага, заготовки элементов работы, ножницы, клей.

Божья коровка.

Закрепить ранее
полученные навыки, развивать художественный вкус,
творческие способности и фантазию детей.

Цветная бумага, заготовки элементов работы, ножницы, клей.

Методическая литература кружка «Волшебная бумага»:

1.  Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2.  Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

         3.Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.

4. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Издательство Оникс, 2010 г.

На этой странице

Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie